Противодействие экстремизму
Противодействие экстремистской деятельности, является одной из приоритетных задач государственных органов и общественных объединений. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.
Скачать:
Введение
Противодействие экстремизму — это общегосударственная задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов и является одной из приоритетных задач государственных органов и общественных объединений.
Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, человеческих ценностей.
За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.
Экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба.
Экстремизм - это, прежде всего безнравственные взгляды и принципы, а поскольку они выражаются во внешних действиях, оказывающих вред интересам отдельных лиц или целого общества, то с лицами, приносящими такие действия необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие зарождения и развития экстремистской деятельности.
Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении и в виду отсутствия доказательной базы за деяние предусматривающее уголовную ответственность за контролирование сознания человека, экстремизм становится более масштабным, без обратимости наказания за совершенные деяния.
Все начинания силовиков и прокуратуры в противодействии экстремистской деятельности носят локальный, узкоспециальный и отрывочный характер. Существующие начинания и работа по противодействию экстремистской деятельности, относящаяся к правоохранительной, контрольной и оперативной сфере, направлена в основном на ликвидацию последствий от действий экстремистской деятельности. Добиться же позитивных результатов, можно только объединив усилия всех заинтересованных структур, направленных на профилактику проявления экстремизма в обществе, с привлечением специалистов в области психологии, психиатрии, юриспруденции, теологии.
1. Общая часть
Для эффективной стратегии противодействия экстремизму необходим более точный диагноз самого явления, ибо у него есть особенности.
В России нет достаточного опыта противодействия экстремизму и уже совершено много ошибок и глупостей по этой части. Тем не менее, противодействовать экстремизму можно и нужно без всяких ссылок на состояние дел в стране и умонастроения населения. Хорошая жизнь не есть гарантия исчезновения экстремизма. Наоборот, может появиться больше материальных возможностей для экстремистской пропаганды и деятельности.
Система противодействия экстремизму сегодня играет координирующую роль в деятельности практически всех государственных, политических и общественных институтов, направлена на обеспечение международной, национальной, государственной и общественной безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан.
Ввиду возрастающей активизации действий экстремистских организаций, как в России, так и в мире проблема противодействия экстремизму выдвигается в ряд важнейших направлений общегосударственной политики. Это обусловлено тем, что политика противодействия экстремизму по многим аспектам взаимосвязана с другими направлениями общегосударственной политики (экономической, социальной, национальной, государственно-конфессиональной, военной, в области образования и культуры и т.д.). Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.
2. Направления противодействия экстремистской деятельности
Противодействие экстремистской деятельности в первую очередь должна быть направлена на превентивные меры, а уж потом на репрессии.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;
3) проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных методов на формирование общепризнанных норм морали и человеческих ценностей, недопущения развития экстремистской деятельности в обществе и снижении ее уровня в тех местах, где он высок;
4) совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере профилактики экстремистской деятельности;
5) информационное, научно-методическое обеспечение мер по профилактике экстремистской деятельности в обществе.
3. Стратегии противодействия экстремистской деятельности
Важнейшей стратегией противодействия экстремистской деятельности должна быть политика отказа в публичности. На экранах телевизоров и в печати не должны появляться и цитироваться не только теоретики и активисты экстремизма, но и сообщения на эту тему должны носить строго дозированный и целенаправленный характер без пересказа нелепых «аргументов» и показа «как это можно делать». В большой стране всегда найдутся параноики и неустойчивые элементы, которые воспримут теле демонстрацию парада баркашовцев в Москве, как приглашение к подобному же действию. Если трансляции истории с Макашовым и с баркашовцами увеличили, а не уменьшили число их сторонников в стране (а это наверняка так и есть), тогда замечание в адрес СМИ и предложение ограничивать такого рода информацию являются бесспорными и с ними нужно согласиться.
Существующая уголовная ответственность за создание религиозного объединения нарушающих права граждан не эффективная, т.к. отсутствует механизм ответственности за контролирование сознания. В Российском законодательстве, если нет заявления пострадавшего от религиозной экстремистской организации, значить нет и состава преступления, член такой организации, в силу того, что он находится под программированием, не будет писать заявление и давать показания против руководителя экстремистской организации, так как сознанием он не дееспособный и не может руководить своими действиями.
Следующей стратегией противодействия является образование, и просвещение граждан по части культурного многообразия и единства жителей страны и мира, истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, которые принес людям экстремизм. По этой части у нас дела обстоят неважно. Иступленный поиск культурной уникальности, «национальных» характеров и психологий, глубоких исторических корней и «исторических несправедливостей», внешних врагов и прочее приводит к ужесточению разделительных линий между гражданами одного государства. Образование, не только молодежи, но и взрослых, должно включать точную и подробную информацию об истории мировых геноцидов, антисемитских погромов и сталинских репрессий, но оно не должно позволять превращать прошлую коллективную травму в предмет сакрального значения и питать идеи реванша и «исправления прошлого» за счет новых несправедливостей. Современный экстремизм питается не только прошлым, но и новыми мифами и политическими спекуляциями.
Следующая стратегия - это общественный мониторинг экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, низовом уровне. Если в классе учителя не реагируют на обидные клички этнического содержания, появившиеся среди детей и подростков, и не знают, как этому противодействовать, это плохо. Если родители или преподаватели училища не замечают и никак не реагируют, что молодой человек сбрил волосы на голове и стал носить черную одежду, а у его кровати появились портреты разных фюреров, это уже очень плохо. Если взрослые жители и общественные организации не могут остановить появление на улице молодежных групп со свастикой и спокойно смотрят, как у их дома продают расистскую литературу, это уже беда. Если чиновники или другие владельцы помещений сдают помещения для собраний подобных групп, а владельцы типографий готовы печатать все, за что платят, это есть соучастие в преступлении.
Возможны и необходимы меры общественного воздействия и нейтрализации в отношении и тех, кто уже «вне системы». Разные листки и газеты, а также и группы, возникают робко, а потом, не получая отпора, крепнут, порой, встречая реакцию «святой простоты» или даже поддержку.
Если вместо этого серьезные и образованные люди найдут время и силы заняться переубеждением, если они смогут предложить некоторым активным «писателям» и «теоретикам» экстремизма серьезные контраргументы и альтернативные интеллектуальные занятия, число рекрутов в эту среду явно станет меньше. Экстремистами не рождаются, ими становятся. И мы все в чем-то за это несем ответственность.
Следующая стратегия - это необходимая работа с молодежью, то есть специальные «молодежные программы», которые предусматривают проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы. В России системного подхода со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в аналогичных вопросах не наблюдается.
Следующая стратегия - это изоляция идеологов и первичных организаторов. Данная цель может быть достигнута путем их физической изоляции от общества в пенитенциарном учреждении, путем направления на принудительное лечение, путем уничтожения.
Также целесообразна профилактическая психиатрическая помощь участникам ячеек, с целью недопущения их участия в деятельности экстремистских движений, а именно:
1) пресечение контактов участников экстремистских организаций с внешним миром. Цель достигается путем уничтожения каналов связи (интернет-сайтов, групп новостей и почтовых ящиков), а также при помощи цензуры в СМИ;
2) создание негативных социальных установок в отношении участников экстремистских организаций путем сбора и опубликования компрометирующих их материалов, демонстрации последствий насильственных действий, совершенных участниками организации, и других мер.
Главной целью предотвращения экстремистской деятельности является именно уничтожение каналов распространения идеологии. Дело в том, что именно идеологическая информация представляет собой главный катализатор и фактор существования культурного института экстремистской деятельности. Этот институт существует благодаря постоянному взаимному заражению участников экстремистского сообщества вирусами нетерпимости, насилия, экстенсивной жестокости, а также благодаря имитационному поведению.
Кроме воспитательной, разъяснительной и профилактической работы, большое значение имеет обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму.
Следующая стратегия - это законодательные меры противодействия экстремистской деятельности. Разве можно говорить об эффективном противодействии идеологии экстремизма, если в стране, победившей фашизм, за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены административные меры наказания (ст. 20.3 КоАП), хотя в ФРГ за подобные действия может быть назначено лишение свободы на срок до 3 лет [параграф 86а УК ФРГ].
Следующая стратегия - это системный характер противодействия. Государственная система противодействия экстремизму функционирует не столь оперативно, как того требуют современные реалии. Недостаточная координация и взаимодействие органов государственной власти, необходимость совершенствования системы обмена информацией между различными ведомствами, отсутствие вовлечения в данный процесс общественных объединений и иных институтов гражданского общества — вот далеко не полный перечень проблем, решение которых должно носить первоочередной характер.
Кроме того, само общество не выработало устойчивого негативного отношения к экстремизму, не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поли конфессионального российского народа.
Актам экстремизма обычно предшествуют меньшие насильственные формы протеста и конфликта. Однако системы их раннего предупреждения в настоящее время не существует. Поэтому в целях предупреждения экстремизма и вообще насильственных конфликтов национально-политического характера должна быть создана государственная система выявления и разрешения таких конфликтов на ранней стадии. Очень мало внимания уделяется интеллектуальной работе, проводимой экстремистами, их идеологической деятельности. А ведь именно она обеспечивает приток последователей экстремистской идеологии, и именно благодаря ей экстремизм продолжает развиваться.
Корни террора лежат в недостатке эффективной социальной политики, в массовой безработице и недостаточном уровне образования подрастающего поколения, а порой в отсутствии самой возможности получить образование. Все это богатая питательная почва для экстремистской пропаганды, для роста очагов террора, для вербовки новых сторонников.
Одно из существенных проявлений экстремизма заключается в том, что он провоцирует государство на ответное насилие, дестабилизируя демократические институты общества, поощряя практику нарушений конституционных прав и свобод человека.
Теперь о самой важной стратегии государственного воздействия, в том числе правового преследования экстремизма, особенно в тех его формах, которые уже по закону должны наказываться. В Уголовном кодексе РФ есть статьи, предусматривающие наказание за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни и за оскорбление национальной чести и достоинства. Статьи сформулированы плохо, ибо нужно подвергать наказанию не за то, что смутно понимается даже учеными под «оскорблением национальной чести», а за разжигание (подстрекательство), умышленное или неумышленное, любой формы межгрупповой розни среди граждан и (или) за осуществление насильственных действий на этой основе. Что касается «национальной чести и достоинства», то, видимо, речь должна идти об оскорбительных словах и действиях в отношении тех ценностей, норм и представлений, которые коллективно почитаются людьми, относящими себя к той или иной общности (народу, общине верующих) и пренебрежение к которым наносит безусловный моральный ущерб этим людям.
Что касается уголовной ответственности за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью; либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей; или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением, а все это связанно с контролированием сознания человека, то доказательная база за деяние предусматривающее уголовную ответственность за вышеуказанные деяния отсутствует. И это, не что иное, как религиозный экстремизм - специфика и различные проявления которого, не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве.
Российский Уголовный кодекс относит все преступления экстремистской направленности, включая возбуждение вражды, к преступлениям против государственной безопасности. Насилие же по мотиву ненависти, в том числе национальной, политической, идеологической и религиозной отнесено к преступлениям против общественной безопасности.
Именно поэтому все силы российской правоохранительной системы брошены на защиту государственной безопасности. Общество же остается незащищенным. Защитить общество от экстремизма в любом его проявление государство не в силах, так как, у государства отсутствуют механизмы эффективной защиты.
Казалось бы, принятые государством основополагающие документы, закрепляют равенство прав человека и решают эту проблему. Да и международное сообщество, пережившее фашизм, занялось поиском путей предотвращения таких явлений, как расизм и этническая дискриминация. Однако события, происходящие в государстве, да и во всем мире в целом, демонстрируют нам, что по-настоящему действенные гарантии равноправия и свободы человека, различных этносов, конфессиональных групп и обществ отсутствуют.
Все имеющие государственные механизмы противодействия экстремизму носят локальный характер, направленный на ликвидацию последствий от экстремистской деятельности, а не на профилактику и превентивные действия.
При этом надо особо отметить, что противодействие экстремистской деятельности, это не борьба с инакомыслием, и соответствующие меры не должны вступать в противоречие с принципами, закрепленными в статьях 13, 29 — 31 Конституции РФ, а поскольку экстремистская деятельность выражается во внешних действиях, оказывающих вред интересам отдельных лиц или целого общества, то с лицами, приносящими такие действия необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие зарождения и развития экстремистской деятельности.
Заключение
Усиление экстремистских настроений, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в Российской Федерации — федеративном и многонациональном государстве — неминуемо приведет к масштабным межэтническим и межрелигиозным конфликтам, всплеску новой волны терроризма и сепаратизма, состоянию войны всех против всех.
Пора декларативных документов и заявлений, используемых «деятелями от политики», должна уйти в прошлое. Общество ждет конкретных действий и комплекса мер, направленных на стабилизацию политического, экономического и социального уклада.
Поэтому, одним из приоритетных направлений по противодействию экстремистской деятельности, сегодня является ограждение умов наших граждан от пагубных идей экстремистской деятельности. От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» нынешнего поколения, во много будет зависеть будущее нашей страны.