МОО "ЦСГПЭД" МОО "ЦСГПЭД"

Характеристика лица, склонного к экстремистской деятельности

Проблема определения психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности, является одной из наиболее широко обсуждаемых и исследуемых в научной литературе на протяжении многих лет, однако вопрос об определении психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности, представляется ещё не изученным. Психологический портрет лица, склонного к экстремистской деятельности, является абстрактным, поскольку точного психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности в реальности не существует.

Характеристика лица, склонного к экстремистской деятельности
Скачать:

Введение

«Уроды» – это просто разной степени отклонения от признанной нормы и понятно, что «уродам» именно норма должна представляться уродством, потому, что каждый человек, считает себя нормальным, а для морального «урода», чье уродство никак не выражено внешне, норма еще более смутная, потому что, по виду такой монстр ничем не отличается от других людей и сравнить себя с ними не может. Но не забывайте, что уродство, это всего лишь отклонение и в глазах этого «урода», как раз норма уродство. И поскольку моральный «урод» в своей жизни сталкивается с другими нормальными людьми, не разделяющими его убеждений и восприятий познаваемого объекта, то жизнь такого необходимо предполагает конфликтность.

Убеждения морального «урода» на столь велики, что он не только совершенно не боится наказания, но и некогда не раскаивается в своих деяниях, умалять умственное и интеллектуальное развитие моральных «уродов», представляя их малолетними, тупыми, недоразвитыми людьми, непростительная ошибка.
Чтобы понять и прогнозировать личность морального «урода», мы должны представить его восприятие мира и соответствующий способ отношения к этому миру, понять специфику его субъективной жизни.

1. Общая часть

Психологический портрет лица, склонного к экстремистской деятельности является абстрактным, поскольку точного психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности в реальности, не существует. Для определения более точного портрета лица, склонного к экстремистской деятельности, необходимо знать реальных людей, которые становятся на путь экстремистской деятельности, дифференцировать отдельные социально-психологические типы склонного экстремистской деятельности, установить их специфическое место и индивидуальные роли в социальной группе, которую можно назвать экстремистским сообществом.

Характеристика лица склонного к экстремистской деятельности и фактор ее формирования, призвана не только соответствующим образом определять квалификацию совершаемых им деяний, но и прогнозировать дальнейшие варианты поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм.

Личность лица склонного к экстремистской деятельности, занимает ведущее место в происхождении экстремистской деятельности, сложное сочетание идейно-риторических конструкций и индивидуальных психофизиологических качеств, составляющее мотивационную сферу личности склонного экстремистской деятельности, выделяет его среди других категорий неблагополучных личностей по многим социально-демографическим, уголовно-правовым и уголовно-исполнительным показателям характеристик. С одной стороны, все достаточно просто, существует много исследований личности экстремиста, члена экстремистского формирования, но с другой стороны, сложность конструкции составов преступлений, предусмотренных уголовным кодексом РФ, применение законодателем ссылочной диспозиции, не позволяет четко определить предмет исследования, совокупность исследуемого лица, как склонного к экстремистской деятельности.

В процессе определения характеристики лица склонного к экстремистской деятельности, имеются определенные сложности, связанные с определением психологического портрета, сопряжено это с тем, что общая масса всех приверженцев экстремистской деятельности неоднородна, каждая имеет свои групповые нормы и ценности, свою идеологию и назначение, а также с тем, что средствами массовой информации был выработан неверный стереотип лица, склонного к экстремистской деятельности. Рассмотрение структуры психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности по традиционным параметрам криминологической характеристики, не позволяет в полной мере определить вину совершаемых им деяний, определить степень опасности, а также объяснять, прогнозировать и предупреждать поведение, необходимое для проведения мероприятий, направленных на профилактику предупреждения экстремистской деятельности.

Личность лица, совершившего преступления экстремистской мотивации, с одной стороны, отражает в обобщенной форме наиболее существенные признаки личности преступника как таковой, с другой, имеет особенности личности, свойственные только лицу склонному к экстремистской деятельности и наконец, в общественном сознании имеет место смешение понятий всех используемых терминов, лицо склонное к экстремистской деятельности, (экстремист) и лицо склонное к радикальным ученьям (доктрин или методов политической борьбы).

Проблема определения психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности, является одной из наиболее широко обсуждаемых и исследуемых в научной литературе на протяжении многих лет, однако вопрос об определении психологического портрета лица, склонного к экстремистской деятельности, представляется еще не изученным.

2. Психологический портрет лица, склонного к экстремистской деятельности

Необходимым условием для понимания личности лица, склонного к экстремистской деятельности, является знание мотивов экстремистского поведения. Лицо склонное к экстремистской деятельности — это особый психологический тип людей, часто склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на нарушения любых норм, вплоть до самоубийства.

Лицо склонное к экстремистской деятельности, это люди, которым невозможно что-либо доказать, так как учиться и разбираться они попросту не хотят, им нужен кто-то, кто будет ими управлять, им нужно подчинение авторитету. Если найдется более авторитетный, то такие легко сменят свою «ориентацию», говорить о каком-то критичном восприятии реальности тут не приходится, ибо они просто ищут человека, который возьмет на себя ответственность за них.

В обычной жизни лица склонные к экстремистской деятельности, как правило ничего из себя не представляют, у них вообще есть определенные проблемы с обществом, обида на общество, «синдром непризнанного гения», форма мании величия, он считает, что обладает большим умом и сверх способностей, ну или в крайнем случае – сверх значимости для социума, не таким как все, однако окружающие по своей неграмотности его недооценивают.

Лица, склонные к экстремистской деятельности собираются в некие общества, как раз это и позволяет им почувствовать свою социальную значимость, а причастность к неким сверх идей, которые отвергаются обществом – позволяет им еще и почувствовать себя не таким как все.

Лицо склонное к экстремистской деятельности склонен к тоталитаризму, культу своих вождей, последние часто открыто объявляются носителями высших истин, которые должны приниматься массами на веру.

У лица, склонного к экстремистской деятельности, есть одна проблема, как бы они не собирались в некие общества и прочие общественные организации, все-таки очень важно мнение и оценка не только таких же как они приверженцев, но и общества в целом. Причем, негативная оценка (а чаще всего именно так) – это с одной стороны сильно ранит самолюбие, но и подстегивает их стремление к обособлению от общества. Действовать открыто такие люди чаще всего не рискуют, и прежде всего потому что им очень мешает страх – страх перед обществом, все те же подростковые комплексы, страх получить оценку общества, которая будет ниже собственной самооценки, страх выглядеть глупо и так далее.

Лицом склонным к экстремистской деятельности, движут обычные психические проблемы и комплексы, а отсюда страх, трусость и озлобленность на всех и вся.

Лицо склонное к экстремистской деятельности, диаметрально противоположно нормальному человеку, где вершиной жизни является самореализация в творческом созидательном общественно полезном процессе.

Мотивационная сфера лица склонного к экстремистской деятельности, является более дезорганизованной, чем у обычного человека, что выражается в меньшем количестве внутрисистемных связей.

Для лица, склонного к экстремистской деятельности, характерен такой набор качеств и стремлений как:

1) поиск идеалов;

2) пристрастное отношение к прошлому (его идеализация или полное неприятие);

3) отвержение общепринятых идеалов и эталонов;

4) максимализм во взглядах, частые перемены оценок, даваемых окружающим, резкий переход от позитивного отношения к негативному, претензия на необыкновенность (мы лучше, сильнее), поляризованный взгляд на мир (все плохо, но мы - другие) убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);

5) ослабление связей с родной семьей, прежними друзьями; замещение личных интересов интересами и ценностями экстремистского сообщества.

Логика лица, склонного экстремистской деятельности, это мир, воспринимаемый через призму примитивного бинарного, черно-белого разделения на хорошее и плохое, истину и ложь, действительность относится большей частью ко лжи, а экстремистская идея — к истине.

Внутренний мир лица, склонного экстремистской деятельности прост и непротиворечив, поэтому другой человек, не разделяющий его убеждений, рассматривается собственно не как равноправный партнер-оппонент, не как личность, а как особо сложное внешнее препятствие, подлежащее простому физическому устранению. Не случайно, убийство противников или бегство от них, являются двумя наиболее типичными способами поведения лица, склонного к экстремистской деятельности в ситуации конфликта, таким образом, ситуация конфликта для лица, склонного к экстремистской деятельности, осознается и переживается в упрощенной и извращенной форме, которая принципиально не может привести к конструктивному ее преодолению. Если внутренний мир лица, склонного к экстремистской деятельности прост и непротиворечив, то внешний мир для него оказывается сложной преградой, поскольку лицо, склонное к экстремистской деятельности осознает несоответствие этого внешнего мира своим идеалам, именно столкновение простого внутреннего мира и сложного внешнего мира определяет специфику жизненного переживания экстремиста.

Лицо склонный к экстремистской деятельности, занимается тем, что носится с разного рода навязчивыми идеями, безумными целями и еще одна особенность у лиц склонных к экстремистской деятельности, они окружают себя «врагами».

3. Идеология лица, склонного к экстремистской деятельности

В основе идеологии лица склонного к экстремистской деятельности, лежат ложные мотивы и ложные установки, поэтому оно по своему объективному содержанию субстанционально иррационально, в нем цели не соответствуют средствам, а результаты действиям. Идеология экстремистов может модифицироваться в зависимости от контекста той политической среды и общества, в которой они действуют.

В идеологии склонного экстремистской деятельности заложено убеждение в том, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она не может само исправиться без насильственных воздействий, следовательно, идеологическая мотивация экстремистского поведения всегда связана с доминирующим мотивом агрессии.

Для лица склонного к экстремистской деятельности, реализация его убеждений становится единственным содержанием личной жизни, гуманист открыт для диалога и компромисса, лицо склонное к экстремистской деятельности закрыт для подобного.

Убежденность лица склонного к экстремистской деятельности и активная жизненная позиция принципиально различаются по содержанию убеждений и по способу их формирования, а также по способу реализации убеждений в поведении, причем все, что не согласуется с убеждениями лица, склонного к экстремистской деятельности, объявляется без разбора ложью, все, кто не разделяет убеждений лица, склонного к экстремистской деятельности, без разбора объявляются врагами.

Убежденность лица, склонного к экстремистской деятельности, складывается на почве мистического откровения или интуиции, заменяющей рациональное познание реальности и логическое рассуждение, то есть на почве различного рода отклонений от нормальной логики рассуждения и познания реальности.

В экстремистской идеологии есть своя специфическая логика. Эта логика исходит из предвзятой, ложной идеи, а не из фактов действительности, правда, факты она воспринимает, но лишь избирательно, и только те, что согласуются с ее ценностными посылками, и интерпретирует эти факты не как доказательство, а как проявление, следствие ценностных посылок.

В экстремистском безумии есть система.

4. Фанатизм лица, склонного к экстремистской деятельности

Одним из признаков характеристики лица, склонного к экстремистской деятельности, является фанатизм (фанатизм-это безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведенная до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям).

Фанатизм лица, склонного к экстремистской деятельности – это отсутствие критического восприятия своих убеждений и нетерпимость, когда человек упорно настаивает на своей точке зрения.

Лицо склонное к экстремистской деятельности не понимает и не хочет понимать интересов и реального положения других людей. Он не желает вести какие-либо разговоры с другими, чтобы обменяться мнениями и предпочитает идти тем путем, который кажется ему наиболее разумным. Понятие самокритичности для него чуждо, он считает, что прав только он, а все остальные заблуждаются и поскольку это так, он считает своим долгом обвинять других в нечестии, невежестве и в преследовании эгоистических целей, будто сам он безгрешный и его слова вдохновляются свыше, то есть он с другими не согласится, так как согласия можно достичь только на умеренных позициях.

Общие особенности фанатизма лица, склонного экстремистской деятельности, является одержимость, жесткость и отрицательное отношение к другим людям и соответствующее этому отношению поведение. Одержимость в том, что лицо склонное к экстремистской деятельности не останавливается ни перед какими внешними и внутренними преградами, упорно и неуклонно устремляясь к своей цели.

Фанатизм лица, склонного экстремистской деятельности, обнаруживает такие характеристики, как «неистовость поведения, готовность для достижения цели жертвовать всем и использовать любые средства в сочетании с узостью и ограниченностью восприятия мира». Фанатизм проявляется в том, что в действиях обязательно присутствуют насилие и страдания, причиняемые людям, но для лица склонного экстремистской деятельности, эти страдания не имеют никакого значения, причем ни свои, ни чужие.

5. Нравственность лица, склонного к экстремистской деятельности

Нравственная вседозволенность, снятие всяких нравственных запретов и ограничений в сознании и поведении лица, склонного к экстремистской деятельности существует по отношению к «чужим», к врагам, по отношению к «своим» и к самому себе, лицо склонное к экстремистской деятельности придерживается строжайшего, ригористического соблюдения собственных нравственных установлений, такая нравственная амбивалентность, противоречивая двойственность, в поведении лица, склонного к экстремистской деятельности, ведет к нравственной дезориентации.

Для лица, склонного к экстремистской деятельности зло, причиняемое врагам, становится добром, стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условным, при такой нравственной дезориентации лицо склонное к экстремистской деятельности во имя истинной веры способен на любые экстремальные действия, убийства, похищения, издевательства, пытки, взрывы различных зданий и сооружений и т.п.

Нравственность лица, склонного экстремистской деятельности - это характерная определенная бесчувственность, жестокость, беспощадность, доходящая до способности самопожертвования своей жизнью ради уничтожения врагов. Нравственность лица, склонного к экстремистской деятельности, основанная на принципе нетерпимого отношения к нравственности других людей, является силой, способной играть существенную роль в жизнедеятельности общества, в формировании тех или иных социальных отношений.

6. Поведение лица, склонного к экстремистской деятельности

Поведение лица, склонного экстремистской деятельности следует рассматривать в качестве особого необходимого элемента экстремизма, как особого психического склада верующего, являющемся целостным психологическим феноменом, включающий в себя мотивы, цели, действия.

Главной установкой поведения лица, склонного к экстремистской деятельности становится служение идее посредством агрессивного сопротивления, борьбы с врагами истинной идеи, активная жизненная позиция выражается в тотальной ориентации всего поведения личности на служение своей идее, все действия и поступки подчиняются этой цели.

Служение выражается в двух основных формах:

1) в ревностном исполнении всех предписаний экстремистского сообщества;

2) в практической и постоянной борьбе с врагами.

Обе эти формы выражения активной жизненной позиции лица, склонного к экстремистской деятельности разные, но взаимно дополняющие друг друга способы реализации экстремистской идеологии в жизнь, переустройства своей собственной жизни и социально-политического уклада общества в соответствии с критериями и идеалами истинной идеи.

Набор типичных действий лица, склонного к экстремистской деятельности достаточно широк, но все эти действия можно разделить на две группы:

1) действия, направленные на причинение вреда и страданий другим людям, «врагам» и «враждебной среде» (внешняя агрессия);

2) действия, направленные на причинение вреда и страданий самому себе или своим единомышленникам (внутренняя агрессия).

К числу актов внешней агрессии относятся, погромы, диверсии, шантаж, взятие заложников, убийства, ограбления, массовые беспорядки, уничтожение материальных ценностей и культурных произведений и прочее, в общем, различные формы террористических и разрушительных действий.

К числу актов внутренней агрессии относятся, различные формы самоистязаний, постов, отшельничество, ритуальные самоубийства разными способами (чаще всего это самосожжение, индивидуальное или коллективное). Поведение лица, склонного к экстремистской деятельности, не может характеризоваться лишь на самих поступках, действиях такого лица, ибо в них самих по себе еще никак не проявляется специфика экстремистского поведения, так как, одобные поступки совершают не только лица, склонные к экстремистской деятельности.

В основе экстремистских действий лежат ложные мотивы и ложные установки, поэтому оно по своему объективному содержанию субстанционально иррационально, в нем цели не соответствуют средствам, а результаты действиям.

Для различных приверженцев экстремистской деятельности экстремистская агрессивность носит различный психологический характер, у рядовых членов она в основном носит конформистский характер и проявляется редкими, но сильными вспышками, у элиты экстремистского сообщества агрессия носит преимущественно инструментальный характер, у вождей экстремистского сообщества агрессия может превращаться в постоянное, болезненное патологическое влечение, т.е. стать «деструктивной».

Общие особенности действий склонного экстремистской деятельности:
1) одержимость;
2) жесткость;
3) деструктивность.

Одержимость в том, что лицо склонное к экстремистской деятельности, не останавливается ни перед какими внешними и внутренними преградами, упорно и неуклонно устремляясь к своей цели. Психология экстремизма обнаруживает такие характеристики, как «неистовость поведения, готовность для достижения цели жертвовать всем и использовать любые средства в сочетании с узостью и ограниченностью восприятия мира».

Жесткость проявляется в том, что в этих действиях обязательно присутствуют насилие и страдания, причиняемые людям. Но для склонного экстремистской деятельности эти страдания не имеют никакого значения, причем ни свои, ни чужие.

Деструктивность состоит в том, что эти действия всегда преследуют одну цель — разрушить существующий социальный порядок.

Действия склонного экстремистской деятельности можно разделить на две большие группы в зависимости от способа борьбы с существующим социальным порядком или способа его разрушения, преодоления:
1) активная деструктивная агрессия;
2) пассивная деструктивная агрессия.

К первой группе относится, экстремистский террор, начиная от морально-психологического и вербального запугивания и зомбирования до физической деструкции. В этих формах агрессии деструктивная цель явно доминирует, а конструктивная цель практически сведена на нет. Крайней формой экстремистской активной агрессии оказывается массовый геноцид.

К формам пассивной деструктивной агрессии, относятся различные способы социальной самоизоляции экстремистов (от индивидуального и коллективного отшельничества до самоистязаний).

Доминирующим мотивом поведения лица, склонного к экстремистской деятельности является социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему наибольшего ущерба, этот мотив подсознательно или сознательно маскируется лицом склонным к экстремистской деятельности конструктивным мотивом созидания «правильного общества», но, прежде чем строить правильное общество, нужно разрушить существующее, поэтому конструктивная мотивация не играет никакой роли в реальном поведении экстремиста. Таким образом, в поведении лица, склонного к экстремистской деятельности происходит или, по крайней мере, наблюдается тенденция сдвига конструктивной цели созидания правильного, идеального мира на деструктивную цель разрушения неправильного, но реально существующего социального порядка. Деструктивная цель постепенно превращается в главную, доминирующую и единственную цель лица, склонного к экстремистской деятельности. Лицо склонное к экстремистской деятельности, начиная как разрушитель неправильного общества ради создания правильного общества, самой логикой экстремистского действия превращается в одержимого, ослепленного идеей разрушения агрессора.

7. Религиозное поведение лица, склонного к экстремистской деятельности

В любой религии содержится норма верности своему богу и сопротивления иным верам. Но эта норма может быть проинтерпретирована по-разному, либо как требование агрессивной войны с иноверцами, либо как пассивное отстранение от иной веры и мирная критика чужой веры. Все эти моменты позволяют переориентировать поведение верующего на деструктивную деятельность по отношению к несовершенному миру с целью преобразовать его по образцу своих иллюзорных религиозных идеалов.

Религиозное поведение лица, склонного к экстремистской деятельности значительно отличается от поведения нормального верующего.

Во-первых, для нормального верующего, характерна внутренняя моральная мотивация, основанная на внутреннем свободном принятии личностью нравственных норм и принципов, существующих в религии. Нормальному религиозному поведению характерен приоритет нравственных целей, который ограничивает выбор средств, а также высокая личная нравственная ответственность.

Для религиозного поведения лица, склонного к экстремистской деятельности характерна внешне принудительная мотивация, когда определенные нормы и предписания исполняются не по внутреннему духовному убеждению, а по внешнему принуждению.

Внешне-принудительный характер мотивации религиозного поведения лица склонного к экстремистской деятельности ведет к таким последствиям, как безответственность и безнравственность этого поведения, поскольку лицо склонное к экстремистской деятельности полагает, что он действует как раб своего бога и послушный исполнитель его воли, постольку и ответственность за свои действия он возлагает, в конечном счете, на бога (что практически означает для религиозного лица склонного к экстремистской деятельности полную личную безответственность).

Во-вторых, доминирующей целью поведения нормального верующего является получение божественной благодати. Религиозное поведение лица склонного к экстремистской деятельности, имеет доминирующей целью уничтожение порчи в других верующих, а также борьбу с иноверцами и порчей видимого мира.

В-третьих, нормальному религиозному поведению характерен выбор мирных, конструктивных видов религиозного действия, связанных в основном с исполнением культовых обрядов, в отношении к иноверцам нормальный верующий проявляет терпимость и полагается на методы убеждения и корректного диалога. Для религиозного поведения лица склонного к экстремистской деятельности, характерна подчеркнутая агрессивность, приоритет принудительных насильственных действий.

В-четвертых, в структуре религиозного поведения истинно верующего, наблюдается безусловный приоритет культовых действий, поскольку общение с творцом составляет для него главный смысл. Для поведения лица склонного к экстремистской деятельности, характерен приоритет в некультовой деятельности, поскольку не общение с богом, а ревностное служение ему путем искоренения порчи в мире и в людях составляет для него главный смысл религиозной деятельности.

В-пятых, поведение нормального верующего является полимотивационным, это значит, что в общей структуре поведения верующего религиозное поведение составляет лишь часть всего поведения и религиозные мотивы не исчерпывают всех его мотивов. Улица склонного к экстремистской деятельности, религиозная деятельность становится не просто преобладающим видом поведения, а господствующим видом деятельности, принудительно подчиняющим и перестраивающим, искажающим в соответствии с религиозными экстремистскими идеалами все остальные виды деятельности.
Специфическое отличие религиозного поведения лица склонного к экстремистской деятельности от других религиозных видов поведения обусловлено тем, что оно мотивировано религиозной экстремистской идеологией, оно представляет собой иллюзорно-деструктивную агрессию верующих против вероотступников в своей среде, иноверцев, неверующих и испорченного мира. В религиозном поведении лица склонного к экстремистской деятельности, в отличие от религиозного поведения нормального верующего акцентированы разрушительные моменты, которые рассматриваются как основная форма богослужения, оно ориентируется на враждебного бога и «истинной вере» объекты – предметы культа иноверцев, представителей иноверцев, на еретиков в своей собственной среде.

Главным видом религиозного поведения лица склонного к экстремистской деятельности становится не служение богу, а борьба с чужими, врагами, защита своей «истинной» веры от врагов.

Заключение

Для лица склонного к экстремистской деятельности зло, причиняемое врагам, становится добром, стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условными, при такой нравственной дезориентации лицо склонное к экстремистской деятельности во имя истинной веры оказывается способен на любые экстремальные действия, убийства, похищения, издевательства, пытки, взрывы различных зданий и сооружений и т.п.

В результате для поведения лица склонного к экстремистской деятельности становится характерной определенная бесчувственность, жестокость, беспощадность, доходящая до способности самопожертвования своей жизнью ради уничтожения врагов.

Система ценностей лица склонного к экстремистской деятельности и представление о нормах поведения складываются не в один момент – они являются результатом длительного, системного и последовательного воздействия со стороны основных институтов социализации, семьи и школы, ближайшего бытового, досугового окружения, родственников, друзей, знакомых.

«Истина – есть неискаженное отражение какого-либо объекта познания в нашем уме».
14:49
11.48K
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.