Школа и религия
Образование, это общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Скачать:
Введение
Образование – это общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1. Общая часть
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности сферы образования;
2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
7) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
11) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Светское обучение
Светский характер образования – это образование исключающие влияние религии. На всех этапах развития школы, неукоснительно должен соблюдаться принцип светского образования, исключающий влияние религии. Все образование и воспитание строится на научно-материалистической основе и направлено на предупреждение и преодоление разного рода суеверий и предрассудков
Цель светского образования – снабдить несовершеннолетнего набором естественнонаучных и гуманитарных знаний, необходимых для жизни в современном обществе и для понимания природных, социальных и техногенных процессов, с которыми имеет дело современный человек.
Школа должна также развить у несовершеннолетних, навыки использования полученных знаний и навыки самостоятельного дополнения ранее полученных знаний. Соответственно, школа должна давать несовершеннолетнему научно обоснованную картину окружающего природного и социального мира и формировать у несовершеннолетнего рациональное, самостоятельное, критическое мышление.
Школьное образование должно включать рационально организованные науки о человеке – о его теле, психике, взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом в целом.
3. Религиозное обучения
Религиозный характер образования - это образовательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии, оно включает в себя:
1) укрепление и развитие в душе несовершеннолетнего заложенных в ней религиозной морали;
2) объяснение религиозных чувств, знакомство с церковными обрядами и объединение их значений;
3) развитие воли и сознания, направляемых к уяснению законов земной жизни конкретной религии;
4) пробуждение чувства сознания принадлежности к конкретной религии и гармоничного слияния с ней.
Религиозное образование включает в себя изучение богословских дисциплин и выполнение религиозных обрядов. Цель религиозного обучения - привить ребенку догматические представления об устройстве природы и общества, о свойствах человека, а также о правилах поведения и мышления верующего данной религии.
Ребенок должен быть приучен к безоговорочному послушанию религиозной организации и ее представителям, к участию в религиозных ритуалах и к вере в действенность этих ритуалов.
Религиозное обучение предполагает воспитание некритического отношения к сообщаемой информации. Религиозный преподаватель добивается от несовершеннолетнего устойчивой реакции отказа от любой рациональной проверки религиозной догматики, отказа от попыток сравнения сообщенных ему догматических положений с иными мнениями.
В результате религиозного обучения, ребенок должен, безусловно, принимать за истину любые сообщения, исходящие от религии, и также, безусловно, считать ложью любую информацию, противоречащую этим сообщениям.
4. Формирование мировоззрения несовершеннолетнего
Мировоззрение несовершеннолетнего, формируется как идеальными, культурными представлениями, так и представлениями о материальной действительности. Понимание грани между культурной идеализацией (присутствующей в религии и искусстве) и жизненной реальностью (с которой человек имеет дело на практике) - это ядро рационального, адекватного мировоззрения.
Если культурные представления начинают вытеснять представления о действительности, то человек лишается способности адекватно действовать в реальном мире: окружающая действительность замещается в его сознании идеальной картиной культурного мифа.
5. Религиозно - ориентированное обучение в общеобразовательной школе
Общеобразовательная школа – это место, где учат, где дают знания и навыки, такова социальная роль школы, и таково представление о школе и у родителей, и у детей, и у преподавателей.
В школьной программе не может быть ничего «просто так». Даже поход в парк, в музей или в театр служат целью обучения несовершеннолетнего, учат воспринимать эстетику природы и эстетику искусства, видеть их общее и их различие, понимать связь одного с другим. Если он не научится этому, то будет обделен в жизни чем-то очень важным.
Ознакомление с религией в школе, соответственно, должно учить несовершеннолетнего, восприятию разных религий в контексте многогранной мировой культуры, искусства, связи человека с природой и со своей очень непростой историей.
Создание такого курса религиоведения представляет собой сложнейшую задачу закладки фундамента для взаимопонимания людей с совершенно разными взглядами на жизнь. Человек с таким багажом знаний о религиях всегда сможет взглянуть на свою жизнь, на свои поступки и мотивы с разных сторон, в том числе – и с позиции любого другого человека, с которым сведет его судьба.
Не может рассказать об архитектуре огромного здания тот человек, который всю жизнь сидит в одной из его комнат, не выходя на улицу. Он просто никогда не увидит здание в целом.
Не может религиозный человек ознакомить с религией как с явлением – он не видит этого явления. Будучи институтом какой-то одной религии, религиозная организация не способна взглянуть на многоплановый феномен религий извне, со стороны общества. Она может только обучить своей религии, обучить своему узкому и ограниченному взгляду из одной комнаты огромного причудливого здания.
Эта аналогия между религий и комнатой в здании может быть очень полезна родителям при оценке возможных последствий появления в школе представителей религиозных организаций или же курса религиоведения (религиозной культуры), построенного по религиозным принципам.
Для религиозной организации по-настоящему реален строй религиозной жизни, определяемый вероучением и традицией (преданием). Природа, общество, наука, искусство – не более, чем вид из окна. Плоская кричащая картинка, которую иногда вообще лучше закрыть шторами.
Религиозный курс религиоведения не знакомит с религией как с важной частью культурной жизни и философского осмысления реальности. Религиозный курс обучает пониманию одной своей религии как единственной реальности, на краю которой лежит неправильный «светский» мир, неуклюже намалеванный безбожным художником - эскапистом. Такое обучение годится для несовершеннолетнего, который всю свою взрослую жизнь проведет в монастыре или церковной общине. В любом другом случае, такое обучение будет для него не только негодным, но и опасным.
При наличии религиозных компонентов в школьном образовании, неизбежно возникает противоречие между отношением к религии в семье и в школе. Противоречие возникает даже в случае, если мировоззрение семьи имеет, то же название, что и религия, которая преподается в школе. Если даже семья считает своей религией христианство, это совсем не то христианство, которое будет преподаваться ребенку в школьном курсе «закона божьего», «христианской культуры», «уроков библии» или «основ православной культуры».
Представление о действительном устройстве мира формируется по научно-популярным источникам, а религиозные представления существуют в другой, социально-культурной плоскости. Библейская история воспринимается, как поучительный миф, состоящий из аллегорий и притч, но не как реальное положение дел.
6. Опасность религиозно – ориентированного обучения в общеобразовательных школах
Влияние на психику несовершеннолетнего:
Религиозное понимание религии вызывает смещение границы восприятия реального и идеального. Идеалы вероучения предстают, как единственно должная, абсолютная реальность, а окружающая социальная и физическая действительность воспринимаются во многом, как греховное наваждение. Психика несовершеннолетнего развивается параллельно в двух мирах – «религиозном» (правильном и настоящем) и «материальном» (неправильном, фантастическом).
Влияние на интеллектуальное развитие несовершеннолетнего:
Будучи в значительной мере отучен от осознанного общения с социальной и физической действительностью, ребенок не приобретает навыков исследования действительности и не развивает свои познавательные способности. Значительная часть его волевых ресурсов уходит на субъективную изоляцию от действительности, на подавление естественного стремления познавать мир.
Влияние на здоровье несовершеннолетнего:
Религиозная антропология, догматическое учение о падшей (и нуждающейся в спасении) человеческой природе находится в противоречии с действительным строением тела, разума и эмоций человека. Попытка соответствовать религиозному учению приводит к постоянной тревожности, нервному напряжению, психической декомпенсации. Такое состояние нервной системы в любой момент может привести к органическим расстройствам. Наиболее опасным это становится в период полового созревания и приобретения первого сексуального опыта (особенно в случае, если подросток не получил элементарных теоретических знаний о человеческой сексуальности). Огромное расхождение между принципами религиозной антропологии и собственным чувственным опытом могут вызвать психологический шок и тяжелые комплексные (психофизические) расстройства, порой даже неизлечимые.
Влияние на социальную адаптацию:
Современная свободная культура досуга и развлечений несовместима с правилами, предписанными религиозным учением. Если человек с детства обучен соблюдению этих правил, он не только не может участвовать в обычных формах досуга, но даже не в состоянии общаться со сверстниками на любые обычные для них темы – от бытовых до интеллектуальных. Обилие «неправильных» составляющих в телепередачах, кинофильмах, новостных программах и интернет сайтах, приводят к тому, что человек выключает себя из общекультурной среды и из социума. Постоянный конфликт между естественной тягой к коммуникации и укорененными в психике религиозными запретами вызывают состояния тревожности, которые могут далее развиться либо в тяжелое заболевание, либо в привычку к асоциальному поведению.
Профессиональные ограничения:
Во многих современных профессиях человек имеет дело с теми проявлениями физической и социальной реальности, которые с позиций религиозного учения признаны либо несуществующими, либо недопустимыми. Таковы сфера современного искусства, большинство видов социальной работы в коллективах, научная деятельность в естествознании, значительная часть отраслей медицины. Во многих случаях даже инженерная деятельность и деятельность программистов является несовместимой с правилами, предписанными религиозным учением о морали. Человек, получивший в школе религиозное образование, либо вообще не сможет работать в этих областях, либо будет подвергаться риску потери работы из-за несовместимости своих религиозных принципов с требованиями профессиональной деятельности.
7. Социальные риски вследствие религиозного образования несовершеннолетних
Риск межрелигиозных и межэтнических конфликтов:
Религиозное обучение неизбежно приводит к представлениям о порочности всех иных религий, а в случае, если церковь является этноконфессиональной (как, например, русская православная церковь), – то и к представлениям о порочности этнических групп, которые тяготеют к иным конфессиям (например, кавказцы, евреи, негры, китайцы, американцы и западные европейцы). На фоне психологической декомпенсации эти представления неизбежно снижает порог конфликтности и, как правило, исключает возможность нормальных отношений с представителями других культур, религий, рас и этносов.
Риск сексуальных расстройств и патологических извращений:
Сочетание религиозных представлений о греховности «плотских» (физических сексуальных контактов) и отсутствия объективных знаний о человеческой сексуальности легко может разрушить психику человека (особенно – в подростковом возрасте). Отсутствие нормальных сексуальных реакций приводит к неосознанному поиску суррогатов сексуального удовлетворения. В этом качестве могут оказаться как сравнительно безопасные формы, например, увлечение порнографией, так и опасные – склонность к причинению боли себе или половому партнеру, к сексуальному насилию и жестоким способам использования беспомощности партнера. Такая склонность легко перерастает в сексуально-религиозные психозы, когда больной представляет себя или своего партнера в роли жертвы в мифологическом сюжете, стойко отпечатавшемся в его психике в результате обучения религии в школе.
Риск психологической несовместимости:
Несоответствие между религиозными правилами и основами современной свободной культуры неизбежно приводит к конфликтам в семье и на работе. Непонимание окружающими причин аномального, агрессивного поведения человека с религиозным воспитанием вызывает эффект полной психологической несовместимости. Человека начинают считать умственно, психически или сексуально неполноценным, что приводит к его социальной изоляции в обычном коллективе. В интимных отношениях, как правило, происходят ссоры, вспышки насилия на почве ревности (усиленной индуцированным чувством сексуальной неполноценности и религиозными представлениями о границах дозволенного в эротическом поведении), что в итоге приводит к разрушению семей. Нередки также случаи распада семей из-за склонности людей, получивших религиозное обучение, к жестокому обращению с детьми в попытках привести их поведение и стремления к одобряемым религией стандартам.
Риск депрессивных или истерических расстройств:
Комплексная социальная неустроенность человека, получившего религиозное обучение, неизбежно вызывает чрезмерную нагрузку на его психику, как правило, такой человек либо замыкается в себе, либо наоборот, проявляет склонность к неконтролируемым выбросам негативных эмоций в присутствии большого количества людей. Первая тенденция может приводить к клиническим депрессивным состояниям, вторая – к клинической истерии.
Риски вовлечения в асоциальные и криминальные группы:
Не имея возможности адаптироваться в нормальном современном обществе, человек, имеющий религиозное обучение, легко попадает в группы, объединяющие людей с аналогичными проблемами. Иногда эти группы являются замкнутыми общинами с архаичными внутренними правилами, а в других случаях – экстремистскими братствами с идеологией религиозного фундаментализма. Нередко создание таких групп инициируется организованной преступностью, радикальными политиками или террористическими организациями.
Риск алкоголизма и наркомании:
Употребление алкоголя или наркотиков нередко выступают в качестве средства субъективной компенсации неразрешимых проблем в отношениях с обществом, кроме того, для человека, получившего церковное образование, это наиболее простой способ избавиться от постоянного нервного напряжения и от болезненного ощущения декомпенсации в психосоциальной и сексуальной сфере. Облегчение, наступающее после приема алкоголя или наркотика, запоминается, и употребление этих веществ из разового действия превращается в регулярное, приобретающее характер рефлекторной реакции на любую новую проблему. Далее происходит комбинированное (психологическое и физиологическое) привыкание к выбранному препарату. В результате человек утрачивает какой-либо интерес к реальной жизни и полностью концентрирует свое внимание на поиске очередной порции алкоголя либо дозы наркотика, т.е. становится клиническим алкоголиком или наркоманом.
8. Гражданская позиция
Надо иметь в виду, что религиозные организации - это не только религиозный институт. Это еще и социально-политический институт.В религиозном смысле, цель религиозной организации – распространять свое учение. В социально-политическом смысле, цель религиозной организации – получение максимального влияния в обществе, а распространение своего вероучения – лишь средство, с помощью которого эта цель достигается. Чем больше доля людей, подчинившихся религиозному учению (т.е. либо присоединившихся к религиозной организации, либо согласившихся с ее влиянием) – тем больше политический вес администрации религиозной организации, тем богаче ее лидеры, тем сильнее ее влияние на управление страной. В этом смысле религиозная организация не отличается от любой другой радикальной политической корпорации.
Претензиям радикальных политических корпораций на власть противостоит в современном мире другой социально-политический институт – общественное мнение. Если общественное мнение сильно – радикальные корпорации оказываются отброшены на обочину политической жизни. Если общественное мнение слабо или отсутствует вовсе - рано или поздно одна из радикальных корпораций монополизирует область идеологии в стране, и возникает та или иная тоталитарная система, неизбежно ведущая страну к национальной катастрофе.
Заключение
Выше были рассмотрены негативные последствия, к которым приводит религиозно - ориентированное преподавание в школе. Все эти последствия известны специалистам уже достаточно давно, именно поэтому в большинстве цивилизованных стран хотя и допускается факультативное обучение религии, но при этом строго соблюдается принцип отделения государственных и муниципальных школ от религии. В ряде стран Восточной Европы религиозное обучение в школе допускается по политическим или идеологическим соображениям.
В России обучение такого рода запрещено Конституцией – ст.14, ст.19 (п.2), ст. 28 и ст.29 (п.2 и 3) - и двумя законами: «Об образовании» - ст.1 (п.5) и ст.14 (п.4) - и «О свободе совести и религиозных объединениях» - ст.3 (п.5 и 6) и ст.4 (п.2), тем не менее, из-за государственного протекционизма в отношении религиозных организаций разных конфессий, Конституция и законы часто игнорируются.
Слайдер: