Религия
Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Потребность в религии — является социальной потребностью в иллюзорном восполнении практического бессилия людей. В самом общем виде религию можно определить, как сферу духовной жизни общества, социальной группы, индивида, способ духовного освоения мира и область духовного производства.
Скачать:
Введение
В каждой стране была или есть государственная религия. Она являлась системой мышления, регулирующей мораль и философию жизни, - но она была и формой государственной идеологии, при помощи которой правители управляли своими подданными. Это означает, что религия страны следующим образом влияет на некоторые феномены общества. В отличие от всех других форм общественного сознания, религия всегда выступает как реакционная идеология, (стремящиеся восстановить давно отжившие устои) тормозящая историческое развитие. На всех этапах развития общества религия играла реакционную роль. Возникнув как выражение бессилия человека, религия заставляет его надеяться на потусторонние силы в борьбе со стихийными силами природы и общества. Освящая всякую эксплуатацию, религия призывает трудящихся к смирению, к вере в загробное воздаяние, отвлекает их от борьбы за свои интересы в земной жизни.
Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Потребность в религии - является социальной потребностью в иллюзорном восполнении практического бессилия людей. В самом общем виде религию можно определить, как сферу духовной жизни общества, социальной группы, индивида, способ духовного освоения мира и область духовного производства.
Каждая религия несет в себе такой тип знания, который не может быть проверен или опровергнут с позиции другой религии, а также с позиций научного (нерелигиозного) знания или здравого смысла.
Религия - это мощный фактор мотивации в поведении человека и человеческих коллективов. Потенциал религии проявляется во многих сферах духовной жизни, в интеллектуальном труде, художественном творчестве, социально-экономических и политических преобразованиях реальности. Однако религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека. Таким образом, религия - это одновременно социальный институт, область духовной жизни и часть культуры.
В своей эволюции религия прошла путь от архаики (магия, анимизм, шаманизм) до мировых религий с их объемными священными писаниями и учениями, сложными институтами и иерархией профессиональных служителей.
Религия культивирует и подстраивается под развитие человечества, ибо если религия не будет соответствовать требованиям современного общества, то она исчезнет сама по себе и уйдет в прошлое, как одна из стадий развития и становления современного общества.Новые религиозные культы возникают и в наше время и находят своих приверженцев и последователей.Выбором веры человек свидетельствует о себе, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем хочет стать.
1. Общая часть
Понятием «религия» (religio) первыми стали пользоваться римляне. В своей духовной жизни этим словом они определяли сферу верований и обрядов, благоговейное и почтительное поклонение богам. В русской культуре слово «религия» вошло в оборот в XVIII в. Оно было связано прежде всего с верой в Бога. Аналогичные понятия имеются в исламской и еврейской религиозных культурах, но они больше тяготеют по своему смыслу к культу, обычаю, закону. У буддистов нет понятия «религия» как веры в Бога, а есть понятие высшего духовного начала и пути спасения.
Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Религия является сложным, полифункциональным феноменом общественной жизни, выступающим как совокупность нескольких элементов: религиозного сознания, религиозного культа, религиозных отношений, религиозных институтов и организаций. Содержание, соотношение и взаимодействие этих элементов определяют все многообразие конкретно-исторических форм религии.
Религия представляет собой, прежде всего мировоззрение, основывающееся на конкретных утверждениях о Боге и Его отношениях с человеком. Эти утверждения, или религиозные истины, иногда называют догматами.
В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство зависимости от Него, почтение и почитание Его.
Религия включает в себя не только веру и чувства, но также поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий.
2. Основные признаки религии
С внешней стороны религия - мировоззрение, определяемое несколькими конкретными признаками, без которых (хотя бы без одного из них) она исчезает, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и т. п. Все эти псевдорелигиозные течения, содержащие некоторые отдельные элементы религии, представляют собой следствие религиозной деградации.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна.
Вера -это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.
Основные признаки религии:
1. Первым признаком религии является исповедание личного духовного начала — Бога - источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.
2. Признание Бога в религии всегда соединяется с верой в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.
3. Важнейший элемент религии - убеждение, что человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.
4. Учение о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он - существо не просто биологическое, но прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении провозглашается даже большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни. Благодаря этому земная жизнь и деятельность человека приобретают полноценный смысл.
5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.
6. Культ как совокупность всех богослужебно - обрядовых правил и предписаний, таинств и действий, присущих каждой религии.
Каждая из этих характеристик обязательна для религии, но вместе с тем они далеко не равномерно присутствуют в каждой из них. Поэтому каждая религия имеет свой «религиозный уровень».Эти основные признаки представляют собой необходимую форму религии, в которой находится действительное содержание.
3. Функции религии
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. Мы рассмотрим существующие четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей:
1. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
2. Политическая - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций. Лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
3. Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре. Распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.).
4. Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
5. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с ее мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть ее состоит в возможности религии
возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжелые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
6. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
7. Регулятивная — осознание индивидом содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
8. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скрепленную общими ценностями и целями, дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
9. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
4. Религиозная идеология
Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме более или менее стройных учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимаются специально подготовленные богословы, религиозные философы.
Центральной частью любой религиозной идеологии является теология (богословие), которая включает систему различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения.
Основой теологии является священное писание, содержащее совокупность "богооткровенных истин", которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных идеологов, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религиозного комплекса, приспособив их к массовому сознанию.
В систему религиозной идеологии помимо теологии, являющейся ее центральной частью, также входят различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции. В соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства. В состав религиозной идеологии входит также и религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии.
5. Религиозный культ
Роль культа в любой религии чрезвычайно велика. Он не только обеспечивает внедрение в сознание верующих религиозных идеи, но и способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, религиозная община объединяется и консолидируется, однако одновременно может расти и чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.С помощью культа религиозные проповедники и религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют религиозные идеи в сознание масс, способствуя формированию религиозно-психологических явлений. Религиозный культ есть реальная, социально-объективизированная форма воздействия на верующих: формирование и возобновление стереотипов в сознании и поведении иллюзорного предмета религиозной веры.
Религиозный культ для верующих — это практически почти любые символические действия, основанные на вере в возможность влияния с их помощью на сверхъестественные объекты и их свойства. Культ необходим верующим для доказательства той их веры, которую они демонстрируют Богу с помощью особой системы действий, происходящих, как правило, в храме (культовом сооружении) под руководством служителей культа. Участие в таких действиях частично удовлетворяет основные потребности социального бытия: потребности в общении, в принадлежности к общности.
Религиозные обряды каноничны, т.е. не подлежат никаким произвольным изменениям. Стереотипы культового поведения предполагают определенную повторяемость их в рамках различных временных отрезков: суток, недели… года.
Через систему обрядов в человека проникает религиозное мировоззрение. Часто именно с приобщения к культу начинается идеологическая “обработка” личности, приобщение к общине верующих.
Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных религиозных предписаний и запретов призвано не только приобщать индивида к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное восприятие мира. За время своего существования, различные религии мира накопили огромный опыт активного воздействия на психику людей. Они использовали и используют в своей культовой практике многие потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении.
Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на религиозное сознание верующих значительное воздействие. Утешение - воздействие на человека, способствующее снятию отрицательных переживаний и преодолению душевных конфликтов.
6. Религиозное сознание
Стержнем религиозного комплекса является религиозное сознание. Все другие структурные компоненты религиозного комплекса (религиозный культ, религиозные отношения и т.д.) формируются на основе религиозного сознания и непосредственно связаны с ним. Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений:
1) концептуальный (идеологический) - теология, религиозная философия, этика и социальная доктрина.
2) обыденный, или религиозную идеологию и религиозную, общественно - психологический - реально функционирующее сознание всей массы верующих, их религиозные представления, переживания, стереотипы психики и поведения.
В целом религиозное сознание — это высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики, и других специальных знаков.
Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.
7. Религиозная вера
Религиозная вера – это вера:
1) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.;
2) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений (являющихся продуктом процесса гипостазирования), которые составляют предметное содержание религиозных образов;
3) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
4) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям;
5) в религиозные авторитеты - "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", церковных иерархов, служителей культа и т.д.
Следует отметить, что у глубоко верующих религиозная вера очень сильна и служит главным мотивом их культового и вне культового поведения.
Религиозная вера связана со всеми религиозно-психологическими явлениями, обусловливая их формирование и функционирование, развитие и изменение. Религиозная вера отличается большой устойчивостью и способна сохраняться даже в том случае, если жизненная практика доставляет людям информацию, противоречащую их верованиям. С верой связана диалогичность религиозного сознания.
Вера в объективное существование существ обязательно включает веру в общение с ними, а подобное общение предполагает диалог, реализующийся в молитве, богослужении, медитации, с помощью, звучащей или внутренней речи.
Вера предполагает активное личностное отношение к своему предмету, которое захватывает волевые процессы и проявляется в той или иной степени в поведении человека.
Вера как явление – "это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки" Она представляет собой сплав интеллектуального, волевого и эмоционального элементов.
Вера возникает у человека тогда, когда он заинтересован в ее предмете, который вызывает в нем активную эмоциональную и оценочную реакцию.
8. Особенности религиозного утешения
У людей, независимо от их отношения к религии существует объективная потребность к исповеди, т.е. в откровенном рассказе о тяжелых переживаниях, неудачах и т.п. Эта потребность неразрывно связана с потребностью в сочувствии, сопереживании, в утешении со стороны окружающих людей. Само высказывание “наболевшего” помогает человеку разобраться в проблемах, которые его мучают. Это объясняется механизмом вербализации мыслей и чувств: то, что первоначально было не вполне осознано или осознавалось смутно и неотчетливо, в ходе исповеди приобретает более ясные очертания, становится более осознанным. И уже это приносит человеку облегчение. Используя психологические механизмы внушения, подражания и заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, субъективно воспринимающиеся верующими как ощущение подъема, радости, счастья или, напротив, покоя и умиротворения.
Основным каналом внушения в процессе культовых отправлений является проповедь. Религиозная проповедь в культе - это главный источник религиозной информации для большинства верующих, поскольку проповедники стараются вести ее понятным для аудитории языком, не перенасыщенным сложными, в том числе архаичными, терминами, использовать знакомые прихожанам факты, вызывая в их памяти привычные образы и ассоциации, применять такие пропагандистские приемы, как паузы и ударения, другие риторические приемы. Внушающая сила религиозной проповеди во многом зависит от личности внушающего, прежде всего от его авторитета и популярности, ораторских способностей, обаяния и других качеств. Психотехнические приемы в процессе богослужения: бесконечное повторение одних и тех же молитвенных слов, пение, ритмические телодвижения. Внушающее воздействие оказывают поступки служителей культа, его мимика, жесты, но главным внушающим средством в ходе богослужения является слово. Используются все выразительные средства речи - ритмика, интонация, ударения, паузы и т.д.
Наряду с внушением в процессе культового общения активно действуют социально-психологические механизмы заражения и подражания. Заражение осуществляется посредством восприятия в результате сопереживания человеком эмоциональных состояний других людей, которое может осуществляться вне их сознания, воли и речевого контакта.
Внешне психологическое заражение проявляется в передаче эмоционального состояния, мимики, жестов, интонаций одним человеком другому в процессе культового общения. С заражением тесно связано подражание – осознанное или неосознанное стремление человека повторять различные действия других людей. Внушению, заражению и подражанию особенно подвержены женщины и молодые люди.Именно в ходе коллективных богослужений у верующего складывается своеобразный динамический стереотип религиозных переживаний. Индивидуальная молитва есть воспроизведение этого стереотипа, с той лишь разницей, что в ней господствует самовнушение. Молитва является средством психологического утешения, снятия отрицательных переживаний.
Уединенная молитва почти исключает нерелигиозную мотивацию, многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.
Всякий обряд есть стереотип коллективных действий, символизирующих те или иные общественные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряды присутствуют не только в сфере религии. В религиозном обряде главное значение имеют не сами ритуальные действия, а их осмысление, истолкование верующими и служителями культа. Обряды - крестные ходы, праздники, песнопения, органы, всякого рода музыка - искусно поставленные зрелища, цель которых - привлечь, пленить и покорить толпу.
Если эмоционально-психологическое влияние публичного богослужения опирается прежде всего на социально-психологические механизмы эмоционального заражения, подражания и внушения, то в индивидуальной молитве срабатывает в первую очередь механизм самовнушения, хотя он, разумеется, играет важную роль и в групповых культовых отправлениях. Недоедание, недосыпание, изоляция делают психику человека наиболее восприимчивой к воздействию. Верующие обращаются к Богу в надежде, что он избавит от страданий, неприятностей, болезней, удовлетворит их мольбы и желания. Так как они верят в реальность Бога и его всемогущество, то молитва приносит им психологическое облегчение и утешение.
9. Религиозные чувства
Религиозные чувства, это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективным существам, свойствам, связям, к обрядовым и ритуальным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. Специфика религиозных чувств заключается не в их психологическом содержании, а в их направленности, в предметах, на которые они направлены. Что же касается предметов религиозных чувств, то ими могут быть различного рода религиозные образы, представления и идеи.
Заключение
В мире огромное количество верующих. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано. Религии отличаются одна от другой – у каждой есть собственные боги, священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает ее от других, то останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий.
Религия – это механизм управления народом, основанный на психологическом программировании сознания человека и сильнейший механизм психологического воздействия на сознание человека. Не зависимо от того, какие догматы и каноны заложены в основу религии, она имеет последователей и приверженцев.
Религия – это ответвление знаний, которые не развиваются в соответствии с развитием человечества. На протяжении тысячелетий религия не имеет развития, а только культивирует, приспосабливаясь к современному обществу и пытающаяся навязать свои отжившие устои. Только те страны и государства развиваются, в которых религия отделена от государства и не участвует в развитии гражданских институтах общества.
В истории развития человечества, религия сыграла значительную роль в обобщении народов и воспитании норм права и морали, но в связи с тем, что человечество развивается, а религия — это знания которые не развиваются, то в религии современное общество не нуждается. Но, тем не менее, религия — это необходимый институт психологической помощи определенной категории людей, имеющих склонность веры в мифы и в иллюзию.
Как и любое общество, религия переживала расколы, реформы, войны и конкуренцию за главенствующее положение в обществе за сферы влияния, за количество приверженцев и последователей, поводом служили простые материальные блага, а идеологическим механизмом вера в реальное существование бога. И каждому действию было объяснение, «так угодно богу» и самое печальное, что так думала каждая сторона, участвующая в противостояние религий, взглядов.
Общество само породило создание различных религиозных организаций, вероисповеданий, культовых религиозных школ. Как следствие, наряду с главными религиями, исторически обосновавшимися в нашей стране, свободным стал выбор других нетрадиционных видов религий, число которых все больше и больше увеличивается. В связи с этим, появились экстремистские религиозные организации, влекущие негативные последствия, для общества, заключающиеся в разжигании межнациональных и религиозных розней, совершения террористических актов, совершения других преступлений на почве религиозной идеологии.
Слайдер: