Особенности социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних
Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних, представляет собой специализированный государственный субъект в единой системе мер профилактики преступности среди несовершеннолетних, направленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних.
Скачать:
Введение
На государственном уровне не раз предпринимались попытки найти пути комплексного решения проблем ее предупреждения. Принимались крупномасштабные меры по совершенствованию борьбы с преступностью несовершеннолетних, по устранению причин и условий, способствующих данному явлению.
Сегодня, среди всей совокупности субъектов, занимающихся гражданским воспитанием, социальному специалисту отводится главенствующая роль, поскольку сам этот процесс содержит в своей основе широкий социально-педагогический аспект.
Социальный специалист, используя методы и формы работы с несовершеннолетними, занимает главенствующую роль в процессе развития гражданственности у несовершеннолетних.
Меры социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних направлены не на то, чтобы дождаться момента, когда несовершеннолетние, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступления, а на то, чтобы уберечь их от начальной стадии, предупредив тем самым совершение преступления.
1. Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних
Социальная работа, это профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних, представляет собой специализированный государственный субъект в единой системе мер профилактики преступности среди несовершеннолетних, направленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних. Социальные науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности.
Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой комплекс конкретных социальных мер – экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
2. Цели, задачи, социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних
Целями социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних, являются:
1) социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации личности несовершеннолетнего;
2) достижение такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны несовершеннолетних;
3) создание условий, способствующих совершенствованию возможностей несовершеннолетнего, его окружения в решении социальных проблем.
Задачами социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних являются:
1) защита интересов личности несовершеннолетнего;
2) изучение психолого-педагогических особенностей личности несовершеннолетнего, его социального окружения, условий жизни несовершеннолетнего;
3) создание условий успешной адаптации несовершеннолетнего;
4) участие в разрешении конфликтных ситуаций;
5) обеспечение охраны жизни и здоровья;
6) создание здорового климата в коллективе;
7) профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних;
8) взаимодействие с учителями, родителями, социальными службами в оказании помощи несовершеннолетним;
9) обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности несовершеннолетнего, его социализации и профессионального становления;
10) осуществление социальной опеки и защиты прав несовершеннолетних, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;
11) изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения;
12) содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса.
3. Структура социальных служб по профилактике преступности среди несовершеннолетних
Структура социальных служб по профилактике преступности среди несовершеннолетних, предусматривает:
1) центры социально-психологической помощи несовершеннолетним для оказания медико-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, переживающих кризисные состояния, находящихся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидного поведения данной категории несовершеннолетних;
2) консультативные центры для несовершеннолетних, оказывающие квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
3) приюты для несовершеннолетних, создающие условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
4) центры реабилитации несовершеннолетних, предназначенные для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающие им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
5) центры информации для несовершеннолетних, оказывающие информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи;
6) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
7) социальные педагоги в общеобразовательных и дошкольных учреждениях;
8) психологи в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.
4. Направления социальных служб по профилактике преступлений среди несовершеннолетних
Основными направлениями социальными службами по профилактике преступлений среди несовершеннолетних являются:
1) выполнение роли посредника, связующего между несовершеннолетними и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями;
2) проведение консультативно-просветительской работы среди несовершеннолетних, педагогических работников, родителей;
3) развитие индивидуальных интересов и потребностей несовершеннолетних, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности:
4) компенсация недостатков воспитания несовершеннолетних в семье, оказание помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
5) вовлечение несовершеннолетних в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность.
5. Особенность социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних
Социальная профилактика преступности среди несовершеннолетних отличается весьма существенными особенностями. Наличие их определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования, а также личных качеств несовершеннолетних преступников.
Особенность социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних заключается в том, что она позволяет найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также помогает педагогам в работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления.
К особенностям социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних относится: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, социальная терапия, сопровождение несовершеннолетнего до достижения желаемого результата.
Одной из самых основных особенностей, является сопровождение. Сопровождение, это трудный процесс и для социального специалиста, и для несовершеннолетнего, несовершеннолетний должен заинтересоваться перспективой нового пути. Социальный специалист должен поверить в несовершеннолетнего, проанализировать прошлое, настоящее и будущее несовершеннолетнего, не упрекая его прошлым. Выстроить стратегию индивидуальной профилактической работы социального специалиста с несовершеннолетним правонарушителем поможет не только знание особенностей процесса перевоспитания, но и изучение подростковой дезадаптации.
Следует отметить, что в особенность социальной работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних, входят специфические аспекты практической социальной работы с несовершеннолетними, это навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической «типажности» объективно сложных несовершеннолетних, необходимость все время быть «в форме», большие объемы работы с вынужденным выходом за пределы служебных полномочий, постоянное соприкосновение с отчаянием, болью, страданиями и проблемами несовершеннолетних.
Заключение
Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, чудовищны вдвойне, потому что это нонсенс. Ребенок всегда ассоциируется с чем-то чистым и светлым, а здесь - нечеловеческая жестокость, обман, презрение.
Несовершеннолетние в возрасте от 12 до 16 лет совершают большое количество преступлений, и детская преступность растет. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. – дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних, является частью системных мер государственной политики по профилактике преступности среди несовершеннолетних, которая играет совершенно новую работу и исключительную роль в системе мер государственной политики по профилактике преступности среди несовершеннолетних, направленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, что и определяет ее особенность.